Гангстерская комедия о майской любви

Неон

Есть игрушки, от которых человек не устанет никогда — Любовь, например. Все, что пишется, сочиняется, поется и играется, печатается и продается — все в той или иной степени посвящено любви. Так стоит ли надеяться, что новый альбом Кристины Орбакайте «Май» станет исключением из этого глобального правила? Конечно, нет. Но вот исключением почти из всех правил российского шоу-бизнеса он, похоже, стал. Прежде всего, вопреки нашей национальной традиции плакать по любви, независимо от того, счастливая она или несчастная, а альбом «Май» по общей своей тональности получился светлым, жизнерадостным и жизнеутверждающим:

Конечно, в нем есть несколько лирических, медленных песен, — говорит Кристина, — но это же естественно для человека — переходить от бурной радости к задумчивости, покою, тихому счастью. И все-таки «Май» получился очень ироничным, задорным, танцевальным. Я надеюсь, что он будет популярен у моих слушателей, несмотря на то, что они привыкли к другому моему образу — более лиричному и печальному.

Второе, не менее радикальное отличие «Мая» состоит в том, что он писался последовательно на семи студиях! Артистическая натура Кристины не терпит двух-трехмесячного отшельничества в стенах одной студии, и, к тому же, у певицы исключительно плотный гастрольный график, попросту не подразумевающий такого длительного перерыва:

Альбом писался больше года, в среднем у меня получалась одна песня в месяц. Но дело не только в этом. На диске собраны песни разных авторов, а у каждого из них — своя команда: аранжировщик, звукорежиссер, поэт. Каждый предпочитает работать в определенной студии. Например Артур А’Ким работает только в студии «Братьев Гримм», с ним мы полностью записали две песни, которые уже сейчас можно назвать хитами — «Май» и «Бесприютная душа». В студии Владимира Осинского работа построена по-своему, там есть возможность работать с живыми инструментами, и те песни, которые записывались там, сделаны сообща с моими музыкантами. В студии Александра Иванова, в тандеме с композитором Сергеем Сорокиным, записаны две песни «Не я» и «Никогда» — абсолютная альтернатива моему творчеству, чистый эксперимент, который был возможен только с этой командой… Да мне и самой было интересно попеть в разных студиях. Я актриса — для меня важна смена обстановки, настроения, ведь в каждой студии есть какая-то своя атмосфера, не похожая на остальные.

В результате экспериментов, смены места действия, предлагаемых обстоятельств и настроений, получился очень разнородный, живой альбом, где гарантировано отсутствие эффекта «бесконечной песни», когда вся пластинка от первого трека до последнего слушается, как некая единая мелодия, причем без особых вариаций. В альбом вошли уже хорошо известные нашему слуху и отчасти глазу композиции «Май», «Бесприютная душа», «Не бей любовь об пол». По забавному совпадению именно они — самые спорные с точки зрения музыкальной критики. По поводу «Мая» неоднократно высказывались предположения, что Примадонна российской эстрады Алла Пугачева, как минимум, участвовала в записи в качестве бэк-вокалистки, а как максимум — просто спела вместо Кристины:

На самом деле это не так, — утверждает Кристина. -Алла Борисовна выступила в качестве продюсера двух песен: «Май» и «Бесприютная душа». В свое время эти песни были предложены авторами ей, но она решила, что будет лучше, если их спою я. Естественно, она помогала мне, присутствовала на студии во время записи, подсказывала варианты. И потом — неудивительно, что с возрастом у нас стали похожи голоса.

Каждая песня альбома имеет свою историю, где есть место случайностям, неожиданным поворотам сюжета и творческим поискам. Первой радио-премьерой нового альбома должна была стать «Бесприютная душа», но получилось так, что окончательный вариант «Мая» Кристина услышала на студии именно Первого мая и бросилась к телефону, чтобы немедленно запустить в ротацию именно ее. Этот спонтанный порыв оказался очень продуктивным, поскольку в первую же неделю «Май» стал мега-хитом.

У меня многое в жизни происходит спонтанно, экспромтом, но почему-то всем кажется, что на меня работает армия профессионалов, просчитывающая каждый мой шаг и чих, — смеется Кристина.

Несмотря на популярность и стабильный успех, Кристина на удивление легкомысленно относится к своему творчеству. Так, в один прекрасный день оказалось, что у нее нет ни одного экземпляра дебютного альбома, нет видеозаписи «Гардемаринов» и многого другого, что бывает необходимо при подготовке юбилейных передач, торжественных статей, да и вообще принято хранить для потомков. К счастью оказалось, что у певицы множество поклонников, которые относятся ко всему, что она делает, весьма серьезно, и скрупулезно собирают аудио-альбомы, видеоклипы и фильмы с ее участием:

Когда мне понадобилось разыскать мой первый альбом, эти люди пришли мне на помощь. Было ужасно здорово и приятно, что мои песни так ценят и любят.

Одна из самых известных композиций нового альбома — «Не бей любовь об пол». Клип на нее появился еще в начале этого года, и буквально всех (может быть за исключением 12-ти злобных зрителей) обаял голливудско-гангстерским шармом:

Эта песня — абсолютно жанровая и визуальная, поэтому я сразу решила, что именно на нее нужно делать нормальный, высокобюджетный, постановочный клип. И рада, что не ошиблась, ведь песня после этого все-таки стала хитом! До того, как мы сделали видео, мы предлагали песню всем компаниям для сборников, но все корчились и морщились, и говорили, что это не песня, а полная ерунда. Зато как только клип появился на экранах — нас буквально засыпали разнообразными предложениями.

Съемки клипа доставили Кристине особое удовольствие, поскольку она всегда мечтала сняться в качественной гангстерской комедии, наподобие «В джазе только девушки». И коль скоро шансов в области большого кино до сих пор не представилось, она сняла свой мини-фильм.

Мне нравятся старые голливудские фильмы о гангстерах, в них особая атмосфера, стиль, он узнаваем и прочитывается во всем — в музыке, в одежде. Но поскольку Магомет не идет к горе, гора пошла к Магомету…

Следующая интересная история связана с песней «Обещание» — она, пожалуй, самая старшая по рождению. Ее биография начинается с юбилейного концерта Вахтанга Кикабидзе. Тогда эта композиция называлась «Между нами» и, по собственному определению Кристины, была «грустной до безысходности». Расставаться с этой мелодией певица не хотела, ведь ее автором был сам Андрей Мисин, но и начинать работу над альбомом с печальной песни было тоже не с руки…

В конце концов я решила, что нужно изменить текст. С этой идеи началось наше сотрудничество с поэтом Сергеем Патрушевым. Я буквально на пальцах объяснила ему, о чем мне хотелось бы спеть, и он написал новую подтекстовку. Получилась песня о пронзительном ощущении сиюминутного счастья, когда не беспокоит ни то, что было вчера, ни то, что будет завтра, когда есть только этот миг — полного покоя, гармонии и взаимопонимания. Ради таких моментов и стоит жить. Мне, правда, не сразу удалось перестроиться, чтобы спеть эту песню по-новому. Дело в том, что мелодия, аранжировка не изменились, а пение — это все-таки, прежде всего, исполнение музыки. К счастью на записи смогла присутствовать мама и помогла мне найти правильные акценты и интонации. Ведь песню записать легко, обычно я пишу быстро: слава богу, слух есть и голос уже разработан. А вот найти песню, нащупать стиль, почувствовать образ — это огромный труд.

Есть в новом альбоме и трек с прямо-таки мистической судьбой. От композиции «Гурзуф» последовательно отказались три известных аранжировщика -каждый из них говорил, что не может работать над этой мелодией.

Я уже думала спеть ее просто, безо всяких наворотов, так, как напел ее композитор, когда, наконец, Сергей Васильевич Челобанов взялся за нее и довел до ума. Эта вещь очень простая, но, по-моему, очень концертная — именно на концертах ее будет хорошо петь и играть.

Песни «Не я» и «Никогда», как уже говорилось, самые нехарактерные для стиля Кристины, но именно на «Никогда» был снят видеоклип, представленный публике 5 сентября на презентации нового альбома. А вот с незатейливой, легкой, очень танцевальной песенкой «Сделай так» у Кристины связана сугубо семейная радость:

Услышав эту песню, мой младший сын Дени полюбил танцевать. Теперь каждый раз, как только слышит эту музыку, страшно радуется, и мы вместе с ним танцуем. Правда, когда он услышал ее впервые, он был на полгода младше и полегче, а сейчас мне стало тяжеловато скакать с ним на руках.

По утверждению Кристины, до тех пор, пока песни существуют только на альбоме, они еще не родились по-настоящему, окончательная шлифовка происходит во время многократного живого исполнения на концертах:

Сейчас они как будто в коконе, они еще не раскрылись. Правда, некоторые из них я уже включаю в программу, например — «Не бей любовь об пол», мы сделали очень красивую версию хореографии. Когда исполняли номер впервые, и я, и танцовщики не могли отдышаться после минут десять, а сейчас работаем легко и с удовольствием.

В последнее время среди эстрадных исполнителей стало модным организовывать промо-туры в поддержку своих альбомов. Кристина предпочитает не делать по этому поводу громких заявлений и не давать обещаний. Ей трудно представить более напряженнный гастрольный график, чем тот, который существует сейчас, ведь реально это будет означать ежедневные выступления, что физически невозможно, если исполнитель работает вживую. И, тем не менее, певица признает необходимость обновления своей концертной программы:

Я не знаю, кем надо быть, чтобы менять программу каждый год. Наверное, это могут себе позволить только Леонтьев или Киркоров, у которых идет постоянный огромный поток новых песен. Я очень тяжело расстаюсь со старым репертуаром, потому что вживаюсь в каждую песню, она становится частью меня. Но, конечно, постепенно репертуар меняется, и сейчас я подумываю о том, чтобы сделать новое шоу. Конечно, я не смогу, да это и не нужно — преподнести сразу двадцать пять новых песен, но возможны серьезные изменения, новые постановочные номера, иная драматургия концерта.

Есть в альбоме и бонус-трек — ремикс на хорошо известную песню «Без тебя». Надо сказать, что дискография ремиксов на песни Кристины им одним пока и ограничивается, по непонятным причинам ди-джеи не решаются предлагать ей какие-то идеи, хотя у певицы есть желание поэкспериментировать в этой области. Кстати, на заглавную песню альбома «Май» ремиксы уже делаются и, судя по всему, будут изданы отдельным синглом вскоре после релиза альбома, либо одновременно с ним. Ну, а встретилась певица с ре-микс-мейкерами по чистой случайности:

У меня просто опять получилось оказаться в нужном месте в нужное время. Я приехала к дизайнеру Юрию Балашову, который делал обложку для моего альбома, и между прочим сказала, что хотела бы сделать ремикс на «Май», но не знаю где и как найти людей, которые могли бы в этом помочь. К моему изумлению, Юра сказал: «Сейчас», — вышел, и из соседней комнаты привел двух молодых людей. Оказалось, что это проект «Министерство психоделики», люди очень давно занимающиеся ремиксами, они сейчас издаются в Германии, и в Москве бывают от случая к случаю. У меня в сумке случайно (!) оказался CD, они тут же загнали трек в компьютер и начали работать.

Если бы мы рассказывали вам сказку, то следующей строчкой пришлось бы написать, что ремикс был готов в тот же день, и все остались им довольны. Но поскольку все истории, которые рассказывает «НЕОН» — чистая правда, то придется признаться, что творческий процесс создания ремиксы на «Май» протекает отнюдь не гладко:

Популярным исполнителям вообще трудно общаться с неформальными людьми: у них есть свой особый взгляд, а у нас — опыт. Я понимаю, что велик соблазн уйти куда-то в космос, сделать нечто альтернативное, оригинальное, классное с профессиональной точки зрения — но это будет не понятно слушателю. Я уже знаю свою публику и считаю, что люди должны узнавать любимую песню даже в виде ремикса. Да, она должна приобрести новое звучание, но сущность, настроение должны остаться прежними. Сейчас над ремиксами «Мая» трудятся уже семь ди-джеев — та же команда, что работала над синлом Аллы Борисовны «Мадам Брошкина». Я надеюсь, что у меня хватит настойчивости довести это дело до конца, и получится интересный, качественный сингл.

Конечно же, как и все исполнители, Кристина верит в удачу своего альбома. Надо сказать, что у нее есть для этой уверенности все основания — в песни «Бесприютная душа», «Май», «Никогда» просто невозможно не влюбиться, и их появление в хит-парадах радиокомпаний — веское тому доказательство. А особенно приятно, что вопреки надвигающейся осени и зиме, мы в начале сентября получили в собственное владение Май, со всем его теплом, лепетом, щебетом, юностью и влюбленностью, с предчувствием счастья и танцевальными мелодиями.